Андрей Удальцов: без Карабулинской развязки либо другой альтернативы рискуем оказаться на грани транспортного коллапса. 

Два района Ярославля, расположенные по обе стороны Московского проспекта, очень разные. Но, как выяснилось в разговоре с Андреем Удальцовым, руководителем районов, у Фрунзенского и Красноперекопского много общего. Выросшие вокруг крупнейших промышленных предприятий своего времени, они до сих пор остаются территориями современного производства.

– Андрей Дмитриевич, начать разговор хотелось бы с Красноперекопского района, как более исторически сложившегося, из него когда-то и выделился Фрунзенский. 

– Красноперекопский район интересен прежде всего тем, что это как минимум три точки концентрации населения, каждая формирует свой жизненный уклад. Первая – комбинат технических тканей «Красный Перекоп», он дал название району, до сих пор неподалеку от бывшей Ярославской Большой мануфактуры живут представители династий, работавших здесь еще в XVIII веке. Уклад жизни формировался сотнями лет, и фактически здесь можно создавать этнографический и промышленный музей под открытым небом. Судите сами: через четыре года комбинат «Красный Перекоп» будет отмечать трехсотлетний юбилей. Больница Семашко, которая была построена владельцами Большой мануфактуры, недавно отметила 160 лет, и даже Дому культуры «Красный Перекоп» в нынешнем году исполнится 100 лет. Соответственно, сформировался и архитектурный облик. Не случайно здесь расположен уникальный Петропавловский парк – с его не имеющей архитектурных аналогов в Ярославле церковью Петра и Павла, сетью гидротехнических сооружений и стадионом, одним из первых в городе. И православных храмов здесь не меньше, чем в историческом центре города. Помимо упомянутой церкви Петра и Павла это еще храм Иоанна Предтечи, внесенный в перечень объектов исторического наследия ЮНЕСКО, церковь Андрея Крицкого, храм Федоровской иконы Божией Матери.

Сам по себе Красноперекопский район не самый маленький из районов Ярославля. Но и не так велик, как, например, Дзержинский или Заволжский – 36 квадратных километров. Однако соотношение людей, которые имеют свои дома, к жителям многоквартирных – в пользу первых: 3600 домов частного сектора против 480 МКД. Это еще один жизненный уклад – отчасти городской, отчасти землевладельческий. Здесь, с одной стороны, есть прослойка ярославцев, которые понимают, что многие вопросы в частном секторе нужно и должно решать сообща, потому что иначе жизнь станет некомфортной. И есть люди, которые выкупают частные домовладения, строят современные дома, но, увы, с трудом интегрируются в эту общественную среду. Это касается таких, например, вопросов, как вывоз мусора или поддержание в порядке водоотводных канав.

Третья точка – Нефтестрой – принципиально отлична от первых двух. Мы иногда шутим, что он географически ближе всего к Москве, поэтому и стиль жизни здесь почти столичный. Заслуга в этом прежде всего технических предприятий, благодаря которым он возник, – нефтеперерабатывающего завода, треста «Ярнефтехимстрой», АО «Ярославский техуглерод им В.Ю. Орлова». Относительно компактное пространство Нефтестроя включает все атрибуты столичной жизни: спорткомплекс «Атлант», УКСК «Арена-2000. Локомотив», дворец и дом культуры, вузы и колледжи, парк и гостиницы. Все это непрерывно модернизируется и трансформируется. К примеру, два года подряд велись работы в парке «Нефтяник». В позапрошлом году за его реконструкцию взялись в ОАО «Славнефть – ЯНОС», в нынешнем – парк победил в голосовании губернаторского проекта «Решаем вместе!».

Еще одна иллюстрация того, что по притягательности для инвесторов Красноперекопский район уверенно конкурирует с центром Ярославля, – за несколько минувших лет здесь возведена гостиница «Святой Георгий», началось строительство IT-парка «Тензор», активно ведется строительство многоэтажного жилья… Здесь же располагается основной транспортный узел города: железнодорожный вокзал «Ярославль-Московский» и автобусный вокзал…

– Хозяйство, что и говорить, самое разнообразное. А что вы скажете о Фрунзенском районе, у которого своя специфика?

– Вот тут я бы хотел немного уточнить – общего в истории, в инфраструктуре, в социальном срезе у этих двух районов больше, чем различий. Недавно, презентуя исполняющему обязанности мэра Владимиру Волкову два южных района города, я отметил, что оба они возникли из промышленных предприятий, вокруг которых сначала строилось жилье для рабочих, а затем – социальная сфера. Так было еще в царской России, так продолжилось и в годы советской власти. Тот же проспект Фрунзе строили хозяйственным способом, в его возведении приняли участие все предприятия, мимо которых он проходил.

В позапрошлом веке промышленность формировалась в основном по берегам рек. Этот процесс затронул и берег Которосли, где вокруг промышленных предприятий образовался архитектурный ансамбль Коровники. Он же и пошел вниз по берегу Волги. Промышленная зона – от Стрелки до судостроительного завода – начала формироваться еще в Российской империи. Здесь концентрировались крупные кожевенные производства, лесообработка, перевалочные базы.

У Фрунзенского района – своя богатейшая история. Чего стоит одна только битва на Туговой горе. И храм Параскевы Пятницы в этом смысле еще одна из главных достопримечательностей не только районного или городского, а всероссийского масштаба.

– И все-таки Фрунзенский район в свое время отделили от Красноперекопского, в этом должна была присутствовать какая-то логика?

– Безусловно. Мы даже шутили тогда, что Фрунзенский район настолько самодостаточен, что ему можно развиваться как отдельному населенному пункту. Здесь уже тогда были свой аэродром, железнодорожная станция, предприятия пищепрома, хорошо развитая тяжелая и легкая промышленность. И, главное, район имел огромный потенциал развития, который сегодня интенсивно реализуется.

– Вы имеете в виду технопарк «Новоселки»? 

– И не только его. Развитие бывает не обязательно экстенсивным. Я бы привел в пример такие известные предприятия, как «Ярославский радиозавод», «Ярмолпрод», «Ярпиво»… Может быть, внешне они не особенно изменились. Но там современнейшая аппаратура, профессиональные кадры. И здесь мы опять выходим на то, что оба района продолжают формироваться вокруг промышленных предприятий.

Идет следующий процесс – демографический. Оба района стали молодеть. У нас наибольшее количество студентов по сравнению даже с центральными районами города. В Красноперекопском – Ярославский государственный технический университет, Ярославское высшее военное училище ПВО, Ярославский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, медицинский и педагогический колледжи, промышленно-экономический колледж. Во Фрунзенском – два факультета опорного вуза региона – ЯрГУ им. П.Г. Демидова, Ярославский филиал Петербургского государственного университета путей сообщения, железнодорожный колледж… Всего
5 вузов и 14 учреждений профессионального образования. Я бы сказал, что Фрунзенскому району больше всего подходят два определения: самый молодеющий и самый инновационный.

– Андрей Дмитриевич, настало время переходить к наболевшему: самые насущные вопросы во Фрунзенском и Красноперекопском районах в минувшие годы? 

– Транспортная проблема. И если в Красноперекопском районе эта ситуация после ввода моста в створе Комсомольской площади практически полностью разрешилась, то Фрунзенский район продолжает стоять в пробках. А ведь там проживают почти 140 тысяч человек. Я с тревогой думаю о том, что в следующем году мы должны ввести еще 200 тысяч квадратных метров жилья. Но Московский проспект, куда вливаются и проспект Фрунзе, и Тормозное шоссе, свою пропускную способность не увеличит. Не говоря уже о том, что по нему в центр города двигаются еще и ярославцы, проживающие в районе улиц Пожарского, Ньютона и самого Московского проспекта. Там тоже идет довольно интенсивное строительство жилья. Без Карабулинской развязки либо другого альтернативного варианта развития транспортной сферы мы рискуем оказаться на грани транспортного коллапса.

– Представим, что завтра появится Карабулинская развязка. Означает ли это, что мечтать больше будет не о чем и во Фрунзенском районе не останется проблем? 

– На мой взгляд, район, население которого растет настолько высокими темпами, должен обеспечивать возможности роста того, что называется сегодня «человеческим капиталом». Это и социальная сфера, включающая достаточное количество мест в школах, детских садах и вузах, и возможность трудоустройства практически любого ярославца, живущего во Фрунзенском или Красноперекопском районе, что называется, по месту жительства. Это позволит нам не только снизить остроту транспортной проблемы, но и переформатировать сам стиль жизни в южных районах города. Задача эта непростая, пока не видно даже подходов к ее решению – к примеру, потому что инновационные производства не требуют больших масс сотрудников. Но в идеале район с таким населением и таким потенциалом должен быть меньше «завязан» на центр города, иначе может оказаться, что и Карабулинская развязка – только временное решение.

Автор: Анатолий Кононец
Share

Отправить ответ

avatar
  Subscribe  
Подписаться на