pamyatniki

Ярославль может претендовать на присуждении почетного звания «Город трудовой доблести»

Президент Владимир Путин подписал закон о введении почетного звания «Город трудовой доблести». На него может претендовать и Ярославль. Город, предприятия которого не только не прекращали работу в период Великой Отечественной, но и брали на себя повышенные обязательства. В их числе — Ярославский судостроительный завод.

Путин внес проект федзакона в Госдуму еще 14 декабря прошлого года. Закон был принят ГД 20 февраля, а одобрен Совфедом 26 февраля. Так, согласно новому закону, почетное звание увековечит подвиги тружеников тыла во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов.

Ярославский судостроительный создавался как предприятие для военных нужд. В ноябре 1919-го вышел указ о строительстве моторно-судостроительной верфи в Ярославле. И уже в январе рабочие приступили к выполнению особого задания: изготовить 23 катера. В 39-м верфь переименовали в завод, но формулировка «особое задание» звучала здесь не раз и не два. С началом Великой Отечественной стали работать только для фронта.

«Причем они строили катера, оборудовали их пулеметами, малокалиберными пушками. В очень больших количествах строили», — рассказывает Наталья Баранова, председатель профсоюзной организации Ярославского судостроительного завода.

Только за первые месяцы Великой Отечественной было построено 22 судна с кабинами и столько же без них.

Пришлось осваивать и выпуск новой продукции. Миномет-лопаты, банно-прачечные душевые установки, противотанковые ежи и даже подковы для лошадей.

До конца войны мы выпускали катера, уже оборудованные «Катюшами». Они участвовали в Сталинградской битве. Причем проявили себя очень хорошо.

Катера, построенные ярославцами, сражались в составе Черноморского флота, Днепровской и Дунайской военных флотилий. Два катера установлены в Новороссийске и Таганроге как памятники матросской славы. Но это — много позже. А пока — заводчане уходят на фронт. Уходят — и не возвращаются. Профсоюзный билет Анатолия Качалова свидетельствует о том, что его владелец отбыл в ряды красной армии еще в 39-м. Его война закончилась в декабре 43-го. В похоронке — кратко: убит. Похоронен в Ленинградской области. За годы войны было призвано 725 сотрудников судостроительного. Не вернулись 197.

Особое место в экспозиции заводского музея занимает книга памяти. В ней почти 200 имен. Но поражает другое: напротив почти каждой третьей фамилии стоит отметка — «пропал без вести».

В память о заводчанах на территории завода в семидесятых установили стелу. На ней выбит далеко не весть список имен. С тех пор он изрядно пополнился. А это значит, история поисков еще не закончена.

Share
Subscribe
Подписаться на
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x