Аэродром Дядьково
Между поселком Дядьково и железнодорожной веткой Ярославль-Кострома располагался мало известный аэродром, созданный в 1942 году для нужд фронта: американские бомбардировщики «Бостон А-20Ж» перегоняли с Аляски по маршруту Красноярск – Новосибирск – Омск – Свердловск – Ярославль. В Ярославле, на аэродроме Дядьково, самолеты подвергались переоборудованию: в носовой части вместо счетверенных пушек «испано-сюиза» устанавливали прицел для бомбометания и сооружали там кабину штурмана. Американские пулеметы «кольт браунинг« 12,7 мм меняли на отечественные пулеметы Березина такого же калибра. После войны на аэродроме базировались первые реактивные самолеты Московского округа ПВО и гражданская авиация. Совместно с наличием судостроительного завода на берегу р.Волги существование аэродрома оказывало огромное влияние на формирование жизненного уклада поселка Дядьково. Улица Ильинская упиралась в аэродром, который и создан был на месте погоста Ильинской церкви, весь поселок на левом берегу Дунайки заканчивался улицей Бондарной с одноименными переулками, которые выходили к аэродрому. Рулежные дорожки аэродрома, где ранним утром выстраивались МИГи, находились недалеко от крайних домов, а стрельбище для самолетов еще ближе. Послевоенное время отличалось невысокой строгостью в общении, местные мальчишки имели возможность на стрельбище посидеть в МИГе, когда пристреливалось его оружие, а иногда и пострелять из автоматов и пистолетов, когда тренировались военные. В каждом дворе в то время валялись гильзы авиационных пушек 23 и 37 калибров и стрелянные патроны.
Аэродром имел основную ВПП и рулежки с покрытием из железа, грунтовая запасная ВПП размещалась со стороны железной дороги. Между грунтовой ВПП и железной дорогой располагались капониры для самолетов, в результате строительства которых возникли небольшие водоемы пригодные для купанья. Такие же капониры и водоемы возникли при строительстве стрельбища со стороны поселка Дядьково. Лесополоса вдоль железной дороги и постоянные заросли кустарников у аэродрома создавали уютную обстановку для отдыха не только для ребят, но и для взрослых.
Накануне Великой Отечественной неподалеку от Дядьково расположился аэродром. Отважных пилотов в песнях и стихах сталинской эпохи нередко называли «соколами». Такое название получил и ярославский поселок военных летчиков, появившийся при аэродроме в 1950-х годах. Романтичное имя Сокол сохраняется и за современным жилым массивом. Здесь по сей день существуют улицы Пилотов, Авиационная, Парашютный и Реактивный проезды.
Источник
Военные размещались в небольшом гарнизоне под названием «Сокол». На весь микрорайон имелась одна школа №21, находившаяся у судостроительного завода на берегу р. Дунайки, поэтому детей военных привозили на автобусе в эту школу, а спортивные мероприятия школы проводились на стадионе гарнизона.
В 60-е годы военный аэродром ликвидировали, хотя еще долгое время военные объекты сохранялись. Мальчишки лазили по складам и растаскивали военное имущество и противогазы, а металлическими листами от ВПП хозяйственные жители поселка укладывали дворы. Некоторое время аэродром использовался для полетов гражданской авиации ( Ан-2, Як-12 и др.), в 70-х один из эпизодов фильма «Афоня» был снят именно на этом аэродроме.
В то же время рос судостроительный завод. Его территория вначале сместила русло Дунайки, а затем шагнула в сторону поселка.
Источник
Развивался и поселок судостроителей, вместо бараков и одноэтажных домиков строились многоэтажные современные здания. Русло р. Дунайки и прилегающая к аэродрому территория была засажена березками для будущего парка. В последствии в парке была создана зона отдыха с водоемом на р. Дунайке. Новая магистраль, прошедшая по территории аэродрома, и расширение современных микрорайонов судостроительного завода, нефтебазы и радиозавода полностью изменила облик этого района г. Ярославля. Вместо старой была построена новая школа №21, а на сохранившейся ул. Ильинской доживают свой век одноэтажные домики…
Аэропорт Дядьково 1975 год…
В 1970-х годах на бывшем аэродроме Дядьково был снят один из эпизодов фильма «Афоня». Впоследствии по бывшей территории аэродрома была проложена магистральная улица.
Если ехать по нынешнему пр.Фрунзе от Московского проспекта, то перед змейкой у Аксона и Метро как раз и начинался аэродром. Взлетно-посадочная полоса была справа Фрунзе, между проспектом и ЖД веткой.
было 2 ВПП: для военных самолетов и гражданских…