pamyatniki

Грузооборот в аэропорту Туношна продолжает падать

Руководство Ярославской области рассчитывает, что ярославский аэропорт Туношна к 2025 году войдет в десятку крупнейших грузовых авиаузлов России с ежегодным грузопотоком 120 тыс. тонн. Однако по итогам 2015 года грузооборот Туношны оказался в 16 раз меньше заявленного целевого показателя: 7,3 тыс. тонн — худший результат аэропорта за последнюю пятилетку. В ярославском аэропорту отмечают, что снижение грузопотока происходит из-за высокой конкуренции со стороны близлежащих аэропортов, неразвитости наземной инфраструктуры Туношны и высокой стоимости керосина.

Hа общем фоне российской экономики дела Туношны в части обслуживания грузов выглядят не так уж плохо. В прошлом году суммарный грузопоток всех российских аэропортов снизился по отношению к 2014 г. на 12% и составил 679,6 тыс. т. Объем перевезенных грузов через ярославский аэропорт упал всего на 3%, до уровня 7,3 тыс. т. Таким образом, по итогам 2015 г. значение Туношны даже возросло: теперь на ее долю приходится 1,08% грузооборота всех аэропортов России, тогда как в 2014 г. ярославский аэропорт обработал 0,98% всех грузов.

Другое дело, что на протяжении последних пяти лет показатель 2015 г. по количеству обработанного тоннажа для Туношны стал самым плохим. Локального максимума ярославский аэропорт добился в 2012 г., когда объем составил 12,6 тыс. т грузов. Тогда по этому показателю Туношна заняла 14-е место среди всех российских аэропортов. По итогам 2013 г. ярославский аэропорт опустился на 17-е место и с тех пор этой позиции не упускал.

ПО ГОРОДАМ И ВЕСЯМ

В советское время главными воздушными воротами Ярославской области были сначала аэропорт Дядьково, а затем аэропорт Левцово. Первый из них появился в годы Второй мировой войны и просуществовал до 70-х гг.; теперь через Дядьково пролегает Фрунзенский проспект (юго-восточная часть Ярославля). Левцово находится за пределами города, в 18 км на северо-восток от основного ж/д вокзала Ярославля.

Об уровне развития гражданской авиации в Ярославле красноречиво свидетельствует авиапарк Ярославского объединенного авиаотряда, преимущественно состоящий из Ан-2 и Ми-2. В расписании аэропорта Левцово 30-летней давности самолеты Ан-2 летали примерно по 25 маршрутам. Межобластных рейсов из Ярославля было четыре — во Владимир, Вологду, Иваново и Череповец. Остальные полеты осуществлялись в малоизвестные широкому кругу читателей населенные пункты Ярославщины: Бухалово, Закобякино, Кукобой (в 2004 г. это село объявлено родиной Бабы-яги), Покров-Рогули и многие другие.

В 80-х гг. в Левцово стали строить бетонную ВПП и служебные здания, но тектонические сдвиги в стране не позволили завершить начатое. Отметим, что кроме Ярославля в регионе также работал аэропорт в Рыбинске — Староселье. В нем базировалась авиакомпания НПО «Сатурн», выполнявшая в том числе коммерческие рейсы, например, в 2004 г. из Рыбинска в Москву на Як-40. В 2009 г. сообщалось, что перевозчик не стал продлевать действие своего сертификата эксплутатанта.

ЯРОСЛАВСКИЙ ХАН

Близость Левцово к центру Ярославля и взлетный курс по направлению к городу стали одним из поводов для развития гражданского аэропорта в другом месте. В начале 90-х гг. на авансцену вышел аэропорт Туношна (18 км к юго-востоку от ж/д вокзала Ярославля).

На автомобиле расстояние в 290 км между Москвой и Туношной можно преодолеть за вполне комфортные 4 ч. Чтобы попасть в ярославский аэропорт, надо выехать из Ярославля на Костромское шоссе и проехать около 20 км к поселку Туношна. Подъезжая к нему, на трассе невозможно не заметить на постаменте истребитель МиГ-17. Военные машины этого типа служили в 415-м истребительном полку ПВО, базировавшемся на местном аэродроме. В 1995 г., после расформирования полка, в Туношне заработал гражданский аэропорт. Уже тогда в обладминистрации рассчитывали, что новый аэропорт разгрузит московский авиаузел, в том числе за счет более дешевого керосина.

В 1998 г. российское правительство передало аэропорт Туношна в собственность Ярославской области. Своему становлению этот объект обязан команде губернатора региона Анатолия Лисицына (руководил регионом до декабря 2007 г.) и военным.

«Возрождение аэропорта — это во многом заслуга трех армейских генералов. Один из них — генерал-лейтенант Евгений Александрович Болтов (командовал дивизией ПВО в Ярославле. — Прим. ATO), работающий сейчас в администрации области. Именно он убедил меня, когда я был председателем правительства, в перспективах Туношны. А на расформированном военном аэродроме к тому времени уже плиты со взлетной полосы растаскивали. Очень много сделал бывший главком военной авиации России Анатолий Михайлович Корнуков (в 1991–1997 гг. командовал Московским округом ПВО; его подразделения базировались в том числе в Ярославской области; умер в 2014 г. — Прим. ATO), который начинал военную службу в Туношне. Многие вопросы, решаемые на уровне правительства, Минобороны, он взял на себя. Ну а генерал Анатолий Михайлович Коваль (генерал-майор радиотехнических войск в составе ПВО; умер в 2012 г. — Прим. АТО) взвалил на свои плечи всю тяжесть ежедневной работы», — вспоминал в 2006 г. в интервью информагентству Ярновости Владимир Ковалев, ранее работавший в должности первого замгубернатора Ярославской области.

Десять лет назад бывший чиновник проводил параллель между Туношной и германским аэропортом Франкфурт-Хан (на его территории когда-то базировались ВВС), расположенным примерно в 120 км от Франкфурта и Люксембурга. 

«Этот аэропорт играет огромную роль: технологически готовит грузы, которые потом из Франкфурта отправляются по всему миру. Такой же может быть и роль нашего аэропорта. Сегодня все грузы, которые везут, например, в Норильск (около 200 т ежесуточно), формируются в Москве. Из Москвы отправляют все, вплоть до картошки и капусты», — говорил Ковалев.

НУЛЕВЫЕ

Если оценивать показатели операционной деятельности Туношны с 2000 г. по настоящее время, то расцвет аэропорта с точки зрения перевозки грузов приходится на 2005–2007 гг., завершающий период руководства областью Анатолия Лисицына.

По итогам 2005 г. Туношна обслужила максимальное количество груза за всю историю — 18,790 тыс. т (рост в 2,7 раза к уровню 2004 г. и почти в 100 раз к уровню 2000 г.). В 2006 г. грузопоток аэропорта составил 17,410 тыс. т (снижение к предыдущему году на 7%), в 2007 г. — 15,260 тыс. т (снижение на 12%). 2008-й для Туношны завершился снижением объема грузоперевозок на 20%, до уровня 12,263 тыс. т.

Толчком для роста грузопотока в Туношне стало получение в 2003 г. сертификата аэропорта I категории в соответствии с требованиями ICAO. Тогда же Лисицын назвал это событие самой большой победой обладминистрации за последние 5 лет. 

Лисицын покинул губернаторское кресло в самом конце 2007 г., за три года до официального окончания срока полномочий. В 2004 г. прокуратура заводила на руководителя региона уголовное дело из-за нанесения финансового урона областному бюджету, но в конце 2005 г. претензии к губернатору были сняты. 

В своем интервью 2012 г. Анатолий Лисицын, ныне сенатор от Ярославской области, вспоминал, что уголовное дело на него возникло в том числе из-за активного развития Туношны: «На меня был заказ. Появился он из-за аэропорта Туношна, когда я добился разрешения на международные грузовые перевозки в Сирию и Китай. Мы растаможили первый самолет. Но на второй самолет из Китая приехала московская спецгруппа. Самолет арестовали, груз признали контрабандным. Я, естественно, начал ходить по высоким кабинетам, и через полтора месяца возникло уголовное дело».

Поджог дома своей матери в Тверской области в 2005 г. Лисицин также связывал развитием ярославского аэропорта. «НПО «Сатурн» через два года выходит на серийный выпуск двигателей для российского регионального самолета. Мы договорились, что поставка двигателей потребителям будет осуществляться не через Москву, а через международный аэропорт Туношна под Ярославлем. Это тысячи двигателей, которые будут вывозиться во все страны, так как новый самолет допущен к международным перевозкам. Московские аэропорты не хотят терять столь лакомый кусочек, поэтому возникают угрозы в мой адрес. Но мы не допустим ухода грузопотоков из Ярославля. В 2007 г. НПО «Сатурн» начнет строительство объектов в аэропорту Туношна», — говорил в конце 2005 г. губернатор Ярославщины.

В последний год губернаторства Анатолия Лисицина сообщалось, что из Туношны в рамках северного завоза в Норильск, Когалым, Хатангу, Якутск и Певек летает несколько авиакомпаний. Через ярославский аэропорт также выполнялись чартерные внутренние и международные рейсы в интересах крупных предприятий Ярославской, Костромской и Ивановской областей; осуществлялись грузовые перевозки из Китая, Узбекистана, Киргизии, Сирии, Кореи, Германии, Франции и др. 

НА ПОВЫШЕНИЕ

В 2010 г. по инициативе правительства Ярославской области консалтинговая компания Airport Consulting Vienna GmbH разработала концепцию развития Туношны на период до 2030 г. С весны 2011 г. к ее реализации приступил новый гендиректор ОАО «Аэропорт Туношна» (оператор аэропорта; 100% акций принадлежит Ярославской области) Олег Кочанов, ранее занимавшийся развитием норильского аэропорта Алыкель.

В начале этого десятилетия падение грузопотока в Туношне сменилось ростом. В 2011 г. объем грузоперевозок в ярославском аэропорту снова превысил отметку в 10 тыс. т (10,528 тыс. т; увеличение на 17% к 2010 г.). В 2012 г. Туношна опять улучшила свои грузовые показатели — 12,650 тыс. т (рост на 20% к 2011 г.).

«Этапы развития аэропорта предполагают модернизацию наземной инфраструктуры до уровня современного аэропортового комплекса, способного принимать и обслуживать на внутренних и международных рейсах не менее 350 тыс. пасс. в год и не менее 55 тыс. т груза в год, — отмечал Кочанов в своем первом интервью в августе 2011 г. — Это хорошие цифры. Они позволят аэропорту быть стабильно прибыльным авиапредприятием, позволяющим жить достойно. Сегодня аэропорт находится в самом начале реализации концепции. Определяются приоритеты, ведется работа с инвесторами, заказываются проектные работы».

Склад в аэропорту Туношна

При Олеге Кочанове в Туношне появился новый склад и стал совершать полеты грузовой Boeing 757-200

 

При Кочанове Туношна стала обслуживать в интересах транспортной компании «Аэрокарго+» грузовой Boeing 757-200F, летающий под флагом авиакомпании «Якутия». Также в ярославском аэропорту со своими грузовыми и пассажирскими самолетами начинает работу авиакомпания «Полет». Перевозчик планировал превратить Туношну в узловой грузовой аэропорт. Например, весной 2012 г. предполагалось, что Ил-96-400Т авиакомпании будет совершать грузовые рейсы из Ярославля на Дальний Восток, а также за рубеж, например в Англию. 

«Начало развития грузоперевозок аэропорта Ярославль на рейсах «Полета» совпало с началом заката самой авиакомпании. Как позднее оказалось, ресурсы Ил-96-400Т были практически выработаны, и финансовое состояние авиакомпании не позволило восстановить летную годность ВС, — вспоминает сегодня один из бывших топ-менеджеров Туношны. — Основными фрахтователями рейсов из Ярославля были компании «ТСТ-Карго» и «Аэродар», перед которыми у авиакомпании «Полет» имелась огромная задолженность по неисполненным авансам. Консолидаторы отказались увеличивать кассовый разрыв и предоставлять «Полету» дополнительное финансирование на восстановление летной годности Ил-96-400Т, что привело к остановке ВС и прекращению перевозок из Ярославля».

В конце 2012 г. о своем приходе в Ярославль через дочернюю компанию «Туношна Карго Сервис» (ТГС) объявила группа компаний «Кратос» (одно из главных направлений деятельности — грузовой хэндлинг в аэропортах). Тогда же «Кратос» анонсировала строительство нового грузового комплекса площадь 3 тыс. м2, однако он до сих пор так и не построен. «На сегодняшний день этот проект заморожен до прояснения ситуации с точки зрения развития самого аэропорта», — сказал АТО гендиректор ГК «Кратос» Александр Зубов.

В 2013 г. Ярославская область выделила Туношне более 200 млн руб. Аэропорт купил много современной аэродромной техники, пожарные и медицинские машины, достроил новый гараж, на территории аэродрома появился ангар для холодного хранения грузов. 

Планировалось, что в 2014–2015 гг. в Туношне начнется масштабная реконструкция: за счет федеральных средств ВПП длиной 3000 м укрепят и расширят до 60 м; будет увеличено число стоянок для ВС. Эти работы были взаимоувязаны с постройкой на региональные деньги нового аэровокзала с увеличением его пропускной способности в 4–5 раз. Предполагалось, что нынешний пассажирский терминал (по данным аэропорта, на сегодняшний день он способен обеспечить отправку до 150 пасс./ч) займется обслуживанием бизнес-авиации. 

После старта реконструкции аэропорта возвести полноценный грузовой терминал общей площадью 10–15 тыс. м2 в Туношне планировала компания «НГС Карго» (принадлежит оптовому поставщику нефтепродуктов — ЗАО «Нефтьгазсбыт», в 2012–2014 гг. владевшему Ярославским НПЗ). 

Кроме того, в начале 2014 г. автору этих строк в Туношне рассказывали о планах строительства за счет частных ивестиций цеха бортпитания, ангаров для ТО и даже цеха покраски ВС, а также альтернативного ТЗК. Существующий — «Славнефть-Туношна» — неподконтролен менеджменту аэропорта, цена на авиатопливо, по мнению руководителей Туношны, в нем неоправданно высока (в свою очередь ТЗК не может снизить стоимость керосина, поскольку производственные показатели аэропорта падают), из-за чего некоторые консолидаторы грузов ушли из Ярославля. В том числе из-за этого грузопоток через Туношну по итогам 2015 г. по сравнению с результатом 2012 г. сократился на 42%.

Инвестиции федерального центра в реконструкцию плоскостных сооружений ярославского аэропорта планировалось получить благодаря участию города в чемпионате мира по футболу 2018 г., но в итоге Ярославль исключили из окончательного перечня городов, в которых пройдут матчи мундиаля.

«В том инфраструктурном состоянии, в котором сейчас находится Туношна о более интенсивном развитии ярославского аэропорта говорить сложно. Поэтому мы посчитали, что идти на инвестиции в грузовую инфраструктуру Туношны в данный момент нет смысла», — отмечает Зубов. По его словам, на сегодняшний день аэродромная и сопутствующая грузовая инфраструктура Туношны, например, не в состоянии обслуживать широкофюзеляжные самолеты Boeing 747, поэтому говорить о реальных перспективах аэропорта как заметного игрока на международном рынке авиационных грузоперевозок не представляется возможным.  

В конце 2014 г. Олег Кочанов покинул ярославский аэропорт, так как по результатам проверки финансовой дисциплины ОАО «Аэропорт Туношна» против топ-менеджера было заведено уголовное дело. По данным ЕГРЮЛ, с весны 2015 г. он возглавляет «НГС Карго».

НОВЫЕ ОЖИДАНИЯ

В начале 2015 г. новым гендиректором Туношны стал Виталий Кашин, ранее имевший опыт работы в аэропорту Якутска. В беседе с ATO в конце мая 2016 г. топ-менеджер отмечал возросшее значение пассажирских перевозок в ярославском аэропорту. По итогам прошлого году Туношна обслужила рекордные 15,2 тыс. пасс. (рост на 34% к уровню 2014 г.).

По словам Кашина, ярославский аэропорт зарабатывает около 80–85% от суммы, которая требуется Туношне для поддержания полноценной операционной деятельности, — недостающее финансирование предоставляет область. Согласно среднесрочной программе развития аэропорта, через 3 года Туношна рассчитывает перевозить четверть миллиона пассажиров.

«250 тыс. пасс. и тот объем грузопотока, который у нас сегодня есть, — это рентабельный уровень работы предприятия. — говорит Кашин. — Сейчас, конечно, на рентабельный уровень нам выйти очень тяжело, потому что основная точка роста — это грузоперевозки. А грузоперевозки — в жесткой конкуренции с Домодедово, Внуково и Раменским».

Ярославский аэропорт находится северо-восточнее московского региона, что удобнее при полетах на восток и северо-восток России, — авиакомпании могут сэкономить около 40 мин. Также относительно московского авиаузла над Туношной свободное воздушное пространство. По мнению Кашина, эти и другие преимущества Туношны — близость к другим видам сообщения (река Волга, федеральная автодорога и Северная ж/д) — нивелирует дороговизна керосина. 

«По керосину мы сейчас воюем с местными акционерами, поскольку керосин у нас дороже, чем в Москве. Поэтому наши конкурентные преимущества из-за разницы в цене керосина сейчас сводятся к нулю», — отметил Кашин.

В пояснительной записке ТЗК «Славнефть-Туношна» к годовому отчету за 2015 г. говорится, что 97,29% предприятия принадлежит НК «Славнефть» и 2,71% — «Газпронефть-Аэро». В прошлом году ТЗК «Славнефть-Туношна» реализовал 8,082 т авиакеросина (снижение на 21% к уровню 2014 г.). В начале мая в рамках выездного задания областного парламента Виталий Кашин сетовал: «Многие авиакомпании уходят во Внуково. Сравните: 32400 руб. стоит заправка в крыло во Внуково, а в Туношне — 41600 руб. За четыре месяца 2016 г. грузопоток аэропорта сократился на 37%, мы потеряли 720 т».

По словам Александра Зубова, никакой более низкий тариф за взлет/посадку не спасет аэропорт, если цена на топливо неконкурентоспособна, что и произошло с Туношной. Кроме того, он считает, что грузопоток ярославского аэропорта в долгосрочном периоде снизился из-за более глубинных причин: «Объем грузовых отправлений в северные и дальневосточные регионы России в предыдущие годы был повыше (например, в 2015 г. аэропорт Норильска обслужил 14,5 тыс. т грузов и почты, тогда как в 2011 г. — 18,6 тыс. т. — Прим. АТО). Конкурировать с авиационной доставкой грузов стал все больше Северный морской путь; есть и небольшой отток населения. Авиационный вид доставки — самый дорогой, и всегда все поставщики по возможности будут искать ему альтернативу».

Другая область приложения сил гендиректора ярославского аэропорта — получение сертификата инженерно-авиационной службы Туношны на обслуживание самолетов Ту-204/214. «Мы расширяем сертификат для базирования этих ВС в Ярославле. Сегодня Ил-76 потихоньку уходят с рынка. По итогам 2015 г. 94% вылетов у нас были на Ил-76. Если взять показатели четырех месяцев 2016 г., то у нас доля Ил-76 в общей структуре грузопотока составляет 16%. А остальные 84% — это Ту-204 и Boeing 757-200».

Кроме того, для повышения своей конкурентоспособности осенью Туношна планирует перейти на круглосуточный режим работы: на сегодняшний день аэропорт работает с 8 до 22 ч с возможностью продления регламента до часа ночи.

Впрочем, теперь аэропорту Туношна предстоит доказывать свою состоятельность новому руководству Ярославской области. 28 июля врио губернатора региона был назначен замминистра МВД России Дмитрий Миронов. Летом прошлого года при предыдущем губернаторе Сергее Ястребове для Туношны была утверждена новая концепция, предусматривающая развитие аэропорта как межрегионального транспортно-пересадочного узла (ТПУ). Тогда зампред правительства Ярославской области Михаил Крупин (курировал вопросы экономики и транспорта), будучи основным движителем этого проекта, говорил, что к 2025 г. на базе аэропорта Туношна планируется построить ТПУ «Золотое кольцо», который объединит четыре вида транспорта: железнодорожный, речной, автомобильный, воздушный. Главными преимуществами такого пересадочного узла назывались экономичность, экологичность, удобство и доступность. Требуемый объем инвестиций в проект составляет 22 млрд руб. В мае 2016 г., после ухода из регионального правительства, Крупин стал уполномоченным по правам ребенка в Ярославской области.

Share
Subscribe
Подписаться на
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x