Стали известны подробности подвига советского лётчика
60 лет назад под Ярославлем разбился самолет МИГ-17. Пилот спас жителей целого села ценой собственной жизни. Тогда об этом было не принято рассказывать, но теперь подробности той истории стали известны, а безымянный герой обрел имя — Виталий Аверин.
— Он был очень веселым, общительным. Таким, как мы раньше говорили — не соскучишься, — вспоминает Римма Молчанова.
В тот день они должны были пойти в кино. 8 июня 1957 года самолет, пилотируемый 22-летним лётчиком 147-го гвардейского истребительного авиационного полка Виталием Авериным, летел на полигон в Бежецк. Упал недалеко от села Шопша.
— Если боекомплект присутствовал на самолете, мы допускаем, что взлетал он с аэродрома Дядьково, который здесь у нас буквально через 800 метров. Во время падения самолета произошла детонация боеприпасов. Произошел взрыв. А на учебные полеты никогда оружие на самолеты не заряжалось, — говорит Владимир Исаев, майор запаса, заместитель председателя ЯРОО «Союз ветеранов военной службы».
Владимир Исаев и его единомышленники пережили эту историю спустя много лет. Еще в позапрошлом году захоронения двух военных на кладбище Туговой горы считались утраченными. Установить, кто здесь похоронен, помогла церковная книга и невеста Римма. Она всегда хотела узнать, где погиб ее Виталий. До последнего времени считалось, что это произошло у Красных Ткачей. Теперь стали известны новые подробности. И нашлись свидетели трагедии.
— Они видели, что шел на школу. И вот он как-то дотянул и за деревней упал, — рассказывает Николай Муравьев, краевед, житель села Шопша.
В 57-ом Вячеславу Белову было 18. Пикирующий на Шопшу самолет водитель грузовика увидел с дороги. Прибежал к рухнувшей машине. Но помочь пилоту уже не смог.
— Он еще не горел, лётчик-то. Уж вот когда взрыв произошел, вот тогда пламя пошло. До сих пор жалко. Я стоял же вот около него. И вот если бы взрыва не было, может быть, мы бы его и вытащили, — объясняет Вячеслав Белов, очевидец, житель села Шопша.
Поступок Виталия Аверина — настоящий подвиг советского офицера. Он мог катапультироваться, но перетянул машину за населенный пункт. Самолет убирали в обстановке строгой секретности, в начале 80-х местные мальчишки находили в поле патроны от крупнокалиберного пулемета. А сегодня на этом месте растет куст красной смородины. Именно сюда Римма Николаевна Молчанова тоже принесла цветы.
— Вот так. И веточку возьму на память. Пускай стоит, — сказала Римма Молчанова.
Рядом с Виталием Авериным похоронен его друг, еще один лётчик авиаполка, который базировался в Дядьково. Лейтенант Серафим Федотов погиб через три недели после трагедии под Шопшей. В Ярославле проживают его родственники, однако неизвестно, где и при каких обстоятельствах случилась авиакатастрофа, унесшая жизнь второго молодого офицера в июне 1957-го года.
История аэродрома Дядьково
Создан в 1942 году на месте погоста церкви Ильи Пророка в Дядьково для переоборудования поступающих по лендлизу американских бомбардировщиков «Бостон А-20Ж». Бомбардировщики перегоняли с Аляски в Ярославль через Красноярск, Новосибирск, Омск и Свердловск. На аэродроме Дядьково в носовой части вместо счетверённых пушек «Hispano-Suiza» на них устанавливали прицел для бомбометания и кабину штурмана; американские пулемёты «кольт браунинг» 12,7 мм меняли на советские пулемёты Березина того же калибра.
Аэродром имел основную взлётно-посадочную полосу и рулёжки с покрытием из железа, со стороны железной дороги проходила грунтовая запасная взлётно-посадочная полоса. Между грунтовой ВПП и железной дорогой находились капониры для самолётов. Со стороны посёлка размещалось стрельбище. Личный состав размещался в небольшом гарнизоне «Сокол».
После войны на аэродроме базировались первые реактивные самолёты Московского округа ПВО (в 1948-1950 годах — 303-я иад ПВО) и гражданская авиация. Аэродром, вместе с Судостроительным заводом, сыграл важную роль в формировании посёлка Дядьково. В аэродром упиралась улица Ильинская, к нему выходили улица Бондарная с одноимёнными переулками. В результате строительства капониров появились пригодные для купания небольшие водоёмы. Лесополоса вдоль железной дороги и заросли кустарников у аэродрома использовались для отдыха. Дети военных посещали школу № 21 в Дядькове, в которую ездили на автобусе. Спортивные мероприятия школы проводились на стадионе гарнизона.
В период с 1953 по 1960 годы на аэродроме базировался 147-й гвардейский истребительный авиационный полк ПВО на самолетах МиГ-15 и МиГ-17.
В 1960-е годы военный аэродром был ликвидирован, но военные объекты существовали ещё долгое время.
Вплоть до 1982 года аэродром использовался для полётов гражданской авиации по местным воздушным линиям. Здесь базировался Ярославский объединённый авиаотряд Управления гражданской авиации центральных районов (самолёты Ан-2, вертолёты Ми-2, Ми-4, Ми-8). В 1982 году авиаотряд был перебазирован в новый аэропорт Левцово.
По одной из версий, в аэропорту Дядьково летом 1974 года был снят один из эпизодов фильма «Афоня» (по другой версии — в аэропорту города Пошехонье).
После закрытия аэродрома в 1980-х годах по бывшей его территории была проложена центральная улица Фрунзенского района Ярославля — проспект Фрунзе.