pamyatniki

В Ярославле появится памятник автобусу-труженику ЛиАЗ-677

Ярославским ПАТП-1 приобретено два автобуса ЛиАЗ-677. Эта модель была очень популярна в Ярославле в прошлом веке. Теперь раритетным автобусам будет подарена новая жизнь.— Мы решили увековечить память об этих автобусах, которые до середины 90-х работали на большинстве маршрутов Ярославля. В народе такие автобусы называли луноходами. Сейчас специалистам предстоят работы по реставрации, поиску запчастей и ремонту, — сообщил начальник управления городского пассажирского транспорта мэрии Ярославля Сергей Волканевский.

Автобусы пришли из города Арзамас. Несмотря на то, что приобретены они по цене металлолома, один из них своим ходом дошёл до Ярославля, второй осилил дорогу без посторонней помощи до Ивановской области. Один останется на ходу, его будут использовать как мобильный музейный экспонат. А второй автобус планируется установить на постаменте на въезде в ПАТП-1.

— Хотим, чтобы был хороший обзор на автобус-памятник с Московского проспекта. Возможно, что спросим у ярославцев, в какой цвет предпочтительнее его покрасить. В основном они были жёлтые и красные, — сказал заместитель директора по развитию ПАТП-1 Антон Ильин.

Предварительно памятник решено назвать «автобусу-труженику». ЛиАЗ-677 был первым советским автобусом с автоматической коробкой переключения передач. Автобусы этой модели использовались практически во всех городах Советского Союза, имевших городское или пригородное автобусное сообщение. Это была самая массовая модель Ликинского автобусного завода.

ЛиАЗ-677
ЛиАЗ-677

История

Считается, что первый автобус вышел на дороги Ярославля ещё в далёком 1931-м году. Курсировал он по проспекту Октября от Красной площади до шиноремонтного завода и возил преимущественно рабочих окрестных предприятий. На тот момент в Ярославле основным видом транспорта являлся трамвай, троллейбуса не было ещё и в помине. Автобус же должен был немного разгрузить трамвайный пассажиропоток.

Официально автобусное движение в городе, как писал «Северный рабочий», открылось 24 сентября 1947 года. Открытие было приурочено к 50-й годовщине появления в Ярославле первого автомобиля – он был, кстати, приобретён зубным врачом Поповым, и машину в те годы именовали «самобеглой коляской».

50 лет спустя появились новые автобусы. Их маршруты были составлены с таким расчётом, чтобы обеспечить перевозку пассажиров по главным магистралям Ярославля и по улицам, которые не имеют трамвайных путей. Всего курсировали 15 автобусов, но уже с 1 октября их число увеличилось до 20-ти, а к 30-летию Октябрьской революции – до 25-ти.

Автобус на Московской улице (ныне проспект), 1951 год
Автобус на Московской улице (ныне проспект), 1951 год
Автобус на углу улиц Гагарина и Рыкачёва, 1960-е годы
Автобус на углу улиц Гагарина и Рыкачёва, 1960-е годы

В дальнейшем число автобусов и маршрутов продолжало увеличиваться, транспорт распространялся по всем районам города. К 1971 году количество маршрутов достигло 25-ти.

Схема движения автобусов в Ярославле, 1971 год
Схема движения автобусов в Ярославле, 1971 год

Площадь Подбельского (Богоявленская), где пересекались важные городские магистрали и работали диспетчерские. Отсюда во все районы вели шесть маршрутов. На автобусе № 1 можно было доехать до моторного завода и других предприятий, маршрутом № 4 – до Липовой Горы. «Пятёрка» ехала до Кормилицына, «восьмёрка» – до Карачихи, 13-й – до Суздальского посёлка и 16-й – до посёлка Мирный.

Автобус ЗиЛ-158В на площади Подбельского, 1960-е годы
Автобус ЗиЛ-158В на площади Подбельского, 1960-е годы

Диспетчерский пункт работал на вокзале Ярославль Главный. В Северный жилой район отсюда шёл 11-й автобус, до Твериц – 25-й. Примечательна история 11-го автобуса. Этот маршрут пришёл в Брагино, когда район только начал активно застраиваться.

Автобус на Красной площади, 1970-е годы
Автобус на Красной площади, 1970-е годы

Заволжские («двадцатые») маршруты (соединяющие один берег Волги с другим) сходились на улице Дачной. 21-й, например, ходил от Красной площади до посёлка Очапки, 22-й – с проспекта Октября до Нижнего посёлка, 23-й – с проспекта Октября до клуба «Гигант» и далее – до Яковлевского посёлка, 24-й – с проспекта Ленина до Долматова. Проходил здесь и вышеупомянутый 25-й автобус (до Твериц он, кстати, шёл по улице Республиканской, а обратно – по проспекту Ленина). Также через Дачную проходил 26-й маршрут, соединявший проспект Ленина и станцию Филино. А у 28-го, ходившего от магазина «Спутник» в посёлке моторного завода, на Дачной была конечная.

Ещё один диспетчерский пункт был открыт на Полушкиной роще. Отсюда к посёлку комбината «Красный Перекоп» шёл автобус № 3а, в посёлок Норское – автобус № 6, в посёлок моторного завода – № 7, в Тверицы – № 27.

Еще 2 крупных маршрутах, не проходивших через указанные диспетчерские пункты. Это 10-й, соединявший пятый микрорайон Северного жилого района с Тутаевским шоссе (больницей № 9), и 3-й, доставлявший пассажиров от посёлка комбината «Красный Перекоп» до клуба «Гигант» и проспекта Октября.

С годами маршрутная сеть существенно преображалась. Многие маршруты уходили в прошлое, некоторые видоизменялись, также появлялось немало новых. До наших дней не дожили несколько десятков маршрутов, в том числе и довольно крупных. Например, канул в Лету маршрут № 1, долгое время соединявший «Завод холодильных машин» (Брагино) с ПАТП-1 (Московский проспект). Ушёл в прошлое маршрут № 20, ходивший от Ярославля Главного до улицы Калинина, маршрут № 31, соединявший Машприбор и ЯМЗ, и 34, курсировавший от улицы Сахарова до Октябрьской площади. Прекратил своё существование (точнее, изменил и схему, и номер) и 5-й маршрут, выходивший за город (шёл он, напомним, от площади Подбельского до Кормилицына). Упразднён был автобус № 43, перевозивший пассажиров от улицы Калинина до Липовой Горы. А например, маршрут № 4а, ходивший от площади Подбельского до посёлка Прибрежный, получил впоследствии на долгие годы № 41. Автобус № 42, ранее соединявший «Завод холодильных машин» и Торговый переулок, был продлён сначала до улицы Светлой, а затем – до посёлка Куйбышева (платформа «Липовая Гора»). А вместо «Холодмаша» в 2019-м он был перенаправлен в 15-й микрорайон. Совсем недавно ушёл в прошлое ещё один из старейших маршрутов – № 3.

Примечательно, что в советское время за город выходили, помимо вышеупомянутого 5-го маршрута, ещё 12-й и 18-й. Автобус № 12 шёл в Кострому, 18 – в Москву.

Отдельно стоит добавить про заволжские маршруты. Когда не было Октябрьского моста, в Заволжском районе работал свой автовокзал, располагавшийся в Тверицах, и свои маршруты, начинавшиеся с единицы. Но после постройки моста, дабы привести нумерацию в порядок, заволжской сети присвоили второй десяток. То есть маршрут № 1, связывавший Тверицы и Резинотехнику, стал 21-м, № 2, ходивший с Твериц до Ляпинки, стал 22-м. «Тройка», работающая от Твериц до Яковлевского посёлка, стала 23-м маршрутом. «Четвёрка», связывающая Тверицы с Долматовом, стала 24-м автобусом. Впрочем, после открытия моста заволжские маршруты существенно видоизменились – все они стали ездить на другой берег Волги. Также сразу пустили вышеупомянутый 25-й автобус, который проработал почти до начала 2000-х годов. Кстати, его конечная так и оставалась в Тверицах как напоминание о когда-то существовавшем там автовокзале и диспетчерском пункте.

Примечательно, что некоторые маршруты сохранились в неизменном (или почти неизменном) виде до наших дней. Так, «историческими» вполне можно считать маршруты №№ 4, 11, 13.

маршрут №4
маршрут №4

Возили ярославцев автобусы сразу нескольких марок. Долгие годы основным «тружеником» оставался ЛиАЗ-677, в народе «луноход» и, погрубее, – «скотовоз». Жаркий летом и тёплый зимой, с удобными сиденьями и просторной площадкой сзади, со звуком звенящих бутылок во время работы двигателя и открытой крышкой моторного отсека (дабы спасти двигатель от перегрева) – таким запомнился пассажирам ЛиАЗ. Автобус этот проработал на улицах и дорогах Ярославля и области с конца 1960-х вплоть до середины 2000-х годов. В конце прошлого столетия ему на смену пришли новые модели всё того же ликинского автозавода, а «луноходы» покинули наш регион к 2008-му году.

Другой автобус, бороздивший ярославские улицы, – это венгерский «Икарус». Большая часть их была удлинёнными с помощью «гармошек». Главным достоинством их стало то, что они были весьма вместительны, однако не обходилось и без довольно существенных недостатков. Во-первых, зимой в них было ужасно холодно, а во-вторых, они отличались сравнительно низкой скоростью. Некоторым пассажирам запомнился и ещё один их недостаток – довольно ощутимый запах выхлопов. Впрочем, эти автобусы тоже повозили ярославцев прилично – с 1970-х годов вплоть до июня 2014-го.

На рубеже веков поработал в Ярославле ещё один труженик – МАЗ. Он пришёл на ярославские улицы в 1998 году и остался в том виде вплоть до начала 2016 года. В конце 1990-х МАЗ-104 после морально устаревших и сильно изношенных «луноходов» и «Икарусов» показался ярославцам настоящим прорывом: более низкий пол, широкие двери, высокий потолок, огромные окна и современный дизайн. Главным же недостатком автобуса, как и у «Икаруса», оставалось то, что зимой в нём было немудрено замёрзнуть… Массовое списание МАЗов в Ярославле началось в 2007 году. На заволжских маршрутах несколько 104-х МАЗов проработали вплоть до начала 2016 года. Примечательно, что в Ярославле в посёлке Прибрежный на Центральной инженерной базе пять лет (с 1998 по 2013 годы) занимались местной сборкой МАЗ-104. Несколько его экземпляров осели в Москве и Тамбове. Сегодня ярославский автобусный парк снова представлен МАЗами, но уже совсем другими моделями.

Вообще, надо сказать, что на рубеже веков парк был куда разнообразнее, чем сегодня. Помимо всё тех же ЛиАЗов, МАЗов, ПАЗов, на дорогах города и области можно было встретить ЛАЗ или КаВЗ. На несколько лет на ярославские улицы выходили даже немецкие МАНы. Однако их было не очень много, да и век их был сравнительно недолог. Также в разные годы в нашем регионе эксплуатировались ЗиЛы, ГолАЗы, МАРЗы, НефАЗы, Jiangsu Mudan и другие.

Автобус ЛАЗ на Московском проспекте, 1978 год
Автобус ЛАЗ на Московском проспекте, 1978 год

Без автобусов уже в середине прошлого века не обходились и в областных и служебных перевозках. Труженики-автобусы возили людей на экскурсии, к загородным дачам и на отдых. Переправляли детей в пионерлагеря. Использовались в качестве развозки на предприятиях города и области. В качестве техпомощи на автотранспортных предприятиях и в трамвайно-троллейбусном управлении. Без них не обойтись было в медицине…

Ярославский моторный завод, тоже может гордиться своим вкладом в производство автобусов. В середине 1930-х годов в единственном экземпляре здесь выпустили ЯА2, который в то время вполне мог конкурировать с американскими образцами и по мощности, и по скорости, и по комфорту, и по вместительности.

Автобус ЯА-2, 1930-е годы
Автобус ЯА-2, 1930-е годы

Сегодня автобусная сеть Ярославля насчитывает несколько десятков маршрутов и сотни единиц подвижного состава. Пассажиров возят несколько автопредприятий-перевозчиков. Маршрутная сеть постоянно обновляется, а автопарк модернизируется… Без автобуса даже невозможно представить жизнь в Ярославле.

Фото архивы Наталии Бутусовой, Александра Акилова, Виталия Ерёмичева, архив ЯрГРЭС («История Ляпинки»), газета «Северный рабочий», советские открытки

Share
Subscribe
Подписаться на
guest

0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments
0
Would love your thoughts, please comment.x